Казахстану рекомендован инновационный сценарий водообеспечения, сочетающий применение сберегающих технологий и территориальное перераспределение водных ресурсов.
В октябре нынешнего года на очередном заседании Комиссии по правам человека при Президенте РК был рассмотрен вопрос обеспечения жителей столицы качественной питьевой водой. Ранее – в июне – проблема доступа к пресной воде граждан республики обсуждалась на уровне Правительства, что свидетельствует как об остроте водного вопроса, так и важности принимаемых в связи с ним решений.
По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, при общей численности населения республики 18,4 млн человек доступ к централизованному водоснабжению на сегодня имеют 89,6%, или 16,5 млн граждан. Для улучшения качества жизни казахстанцев в текущем году намечено увеличить охват водопроводом до 97% жителей городов и до 88% селян. А в 2023-м ставится задача по обеспечению питьевой водой каждого казахстанца.
Каковы предпосылки – экологические и экономические – успешной реализации задуманного, в состоянии ли страна обеспечить ресурсную, материально-техническую, наконец, кадровую базу для осуществления поставленной цели? Об этом – в интервью нашего корреспондента с членом Комиссии по правам человека при Президенте РК, ректором Казахского национального аграрного университета, академиком Национальной академии наук Тлектесом Есполовым.
– Тлектес Исабаевич, Вы известны как специалист в области проблем управления водными ресурсами. Каковы основные трудности, связанные с обеспечением качественной питьевой водой?
– Основная проблема, если говорить в глобальном масштабе, кроется в следующих цифрах: несмотря на то что 70% планеты занимают моря и океаны, только 2,5% воды пригодно для питья, причем большая ее часть труднодоступна – это артезианские подземные горизонты и ледники.
Сегодня 80 стран мира испытывают дефицит живительной влаги, более 2 млн людей ежегодно погибают из-за ее нехватки, а также из-за употребления некачественной воды, загрязненной солями тяжелых металлов и наночастицами синтетических материалов, прежде всего пластика.
Есть страны, которые уже сегодня закупают питьевую воду за рубежом. Например, Нидерланды и Япония завозят ее из Норвегии. При этом причиной дефицита является не только рост народонаселения планеты, но и расточительное использование водных ресурсов, в частности неэффективный расход и загрязнение источников.
Дефицит воды существует и в Казахстане, где, как известно, целый ряд степных и засушливых регионов испытывает в ней острую потребность. Все это требует принятия адекватных мер, включая модернизацию подходов к управлению и охране водных ресурсов на региональном и национальном уровнях, а также разработку экономических механизмов, призванных обеспечить регулирование качества воды.
В настоящее время около 11 млн казахстанцев проживают в городах, где системы водопровода эксплуатируются более 40 лет. В связи с истечением сроков их службы ухудшается качество воды. Значит предстоят большие инвестиционные вложения в инфраструктуру. Причем речь следует вести не о простом восстановлении старых труб – это нецелесообразно.
Расчеты показывают, что на замену сетей потребуется до 7 млрд долларов, а на строительство современных систем – от 1,2 до 2 млрд. Значит необходимо внедрять современные технологии.
В республике также создалась весьма напряженная токсикологическая ситуация вследствие загрязнения водных объектов солями тяжелых металлов, нефтепродуктами и стойкими органическими веществами.
– В последнее время в СМИ часто поднимается вопрос о дефиците именно качественной питьевой воды. Расскажите о данной проблеме. Какие меры принимаются по внедрению эффективного водопотребления?
– Аналитики Института мировых ресурсов считают, что «водный стресс – наиболее замалчиваемый кризис в истории человечества». Мировые проблемы дефицита питьевой воды касаются и Казахстана, потому что более 50% всего стока водных ресурсов страны формируется за ее пределами, в том числе это касается крупнейших рек: Иртыша, Или, Сырдарьи. Водные ресурсы, формируемые на территории республики (в основном озера и ледники), по объему невелики. В силу климатических особенностей государства до 90% годового объема стока степных рек приходится на весенний период и до 70% стока горных рек – на летний.
Ресурсы поверхностных вод Казахстана в среднем по водности в год составляют более 100 км3, из которых только 56,5 км3 формируются на территории республики. Остальной объем – 44 км3 – поступает из сопредельных государств: Китая – 18,9 км3, Узбекистана – 14,6 км3, России – 7,5 км3, Кыргызстана – 3 км3.
На дефицит водных ресурсов республики влияют их ограниченность, неравномерное распределение по территории и значительная изменчивость во времени, высокая степень загрязнения. А также уменьшение объемов речного стока. Если в 1960–1970 годах он в среднем за год составлял 121,1 км3, то сейчас оценивается в 100,5 км3.
По прогнозам, в 2020 году ресурсы поверхностных вод в целом по республике сократятся до 81,6 км3, а к 2030-му – до 72,4 км3, или в среднем ежегодное снижение составит 5 км3.
Ученые Казахстана работают над сокращением дефицита воды в республике. Например, специалисты Института географии предлагают, во-первых, осуществить комплекс мер по снижению удельного веса водоемких производств и внедрению современных водосберегающих технологий в промышленности, аграрном секторе и жилищно-коммунальной сфере. Во-вторых, увеличить ресурсы пресной воды за счет совершенствования межгосударственных водных отношений, регулирования речного стока, использования запасов подземных, опреснения соленых и солоноватых вод, искусственного увеличения осадков, территориального перераспределения воды.
Гидрологи считают, что в сочетании с широким применением современных водосберегающих технологий в отраслях экономики межбассейновые и трансграничные переброски речного стока могут стать реальной основой обеспечения водной безопасности Казахстана.