История развития межгосударственных водных отношений в бассейне р. Сырдарьи

История развития межгосударственных водных отношений

в бассейне р. Сырдарьи

Бекнияз Б.К., А. К. Кеншимов, Нарбаев М.Т.

Исполнительная дирекция Международного Фонда спасения Арала в Республике Казахстан

Водные отношения имеют многовековую и очень богатую историю. Начало правового регулирования водных отношений восходит к временам древнего Египта, первых государств Ближнего Востока и Центральной Азии. В Европе водное законодательство берет свое начало в ХVШ веке и с тех пор постоянно совершенствуется.

Начало интенсивного развития орошаемого земледелия в Советском Союзе, в том числе в бассейне Аральского моря, было заложено майским (1966) Пленумом ЦК КПСС. В рамках решений названного Пленума в Среднеазиатских республиках и юге Казахстана были построены крупные водохранилища, гидротехнические речные сооружения и оросительные системы.

В бассейне реки Сырдарьи были построены пять крупных водохранилищ:

  • Токтогульское на р. Нарын (Кыргызстан);
  • Андижанское на р. Карадарья (Узбекистан);
  • Кайраккумское на р. Сырдарья (Таджикистан);
  • Чарвакское на р. Чирчик (Узбекистан);
  • Шардаринское на р. Сырдарья (Казахстан).

В результате сток реки Сырдарья в совокупности с другими малыми водохранилищами был зарегулирован на 94%.

В целях оценки располагаемых водных ресурсов бассейна Аральского моря составлялись Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (СКИОВР) рек Сырдарьи, Амударьи и других рек региона. При этом учитывались не только развитие сельского хозяйства, которое является основным водопотребителем в аридной и субаридной зонах, но и демографические факторы, развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства.

В случае, когда речной бассейн находился на территории двух и более республик, составление таких схем поручались региональным или союзным проектным институтам. В Средней Азии СКИОВР рек Сырдарьи и Амударьи составлялись институтом Средазгипроводхлопок, имевший тогда региональный статус. На основании этих схем, впоследствии определялись лимиты каждой республики, в соответствии с которыми осуществлялись вододеление между республиками бассейна.

Первая СКИОВР бассейна р. Сырдарьи по состоянию на 1970 год была рассмотрена Государственной экспертной комиссией 7 февраля 1973 года (Постановление №2). Затем, 1976-1978 гг. была составлена уточненная СКИОВР бассейна р. Сырдарьи.

Данная уточненная схема была рассмотрена экспертной подкомиссией Государственной экспертной комиссии Госплана СССР и ею составлена соответствующее Заключение, подписанное всеми членами подкомиссии 12 апреля 1982 года. На основании этого заключения, Государственная экспертная комиссия (ГЭК) Госплана СССР приняла Постановление за №11 от 5 мая 1982 года под названием «Об экспертизе уточненной схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна р. Сырдарьи». Этим постановлением ГЭК Госплана СССР в основном одобрил заключение экспертной подкомиссии от 12 апреля 1982 года по уточненной схеме КИОВР бассейна р. Сырдарьи, с учетом их замечаний и предложений, и рекомендовала Минводхозу СССР:

  • использовать материалы уточненной Схемы р. Сырдарьи, с учетом замечаний и предложений экспертной подкомиссии от 12 апреля 1982 года, при разработке отраслевой схемы развития мелиорации и водного хозяйства до 2000 года;
  • составить и утвердить в кратчайший срок корректирующую записку с выделением лимитов водных ресурсов по источникам, водохозяйственным районам и частям бассейна, входящим в территории союзных республик. При этом указано исходить из приведенных в заключении экспертной подкомиссии принципов вододеления, а также из необходимости установления гарантированного лимита среднемноголетнего притока к Чардаринскому водохранилищу в размере 12 куб. км в год ( из нормативного поверхностного стока 37,4 куб. км), с допускаемым снижением в маловодные годы при гарантированной обеспеченности 90% — до 10 куб. км.;
  • указанные объемы притока обеспечивать при необходимости за счет попусков воды из вышерасположенных водохранилищ: предусмотреть обеспечение в створе Чардары не только гарантированного количества, но и качества воды (минерализация не более 1 г/л);
  • разработать с участием заинтересованных министерств и ведомств «Основные правила использования водных ресурсов водохранилищ Нарын-Сырдарьинского каскада для организации рационального и надежного управления водными ресурсами бассейна р. Сырдарьи;
  • …при составлении территориальных схем развития и размещения производительных сил и схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, учесть настоящее постановление и заключение экспертной подкомиссии от 12 апреля 1982 года и исходить из уточненных Минводхозом СССР лимитов воды …

Данное Постановление является единственным документом столь высокого уровня. После этого, в развитие данного постановления и в целях доработки уточненной схемы, с учетом замечаний экспертной подкомиссии Государственной экспертной комиссии Госплана СССР, проектным институтом «Средазгипроводхлопок» были выполнены следующие проектные проработки:

  • «Уточнение схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна р. Сырдарьи (корректирующая записка)», 1983 г.; «Бассейн р. Сырдарьи. Сводный доклад», 1985 г.;
  • «Схема водохозяйственных мероприятий в бассейне Сырдарьи до 2000 года (на период полного исчерпания собственных водных ресурсов). Сводная записка», 1987 г.

Однако эти проектные материалы рассматривались только на уровне Научно-технического Совета Минводхоза СССР. Из-за того, что эти проработки были одобрены не всеми республиками бассейна, они не утверждены, не рассматривались на уровне Госплана СССР и не приняты к исполнению.

Следовательно, основанием для вододеления между республиками (ныне независимыми государствами) по сегодняшний день является вышеназванные Заключение экспертной подкомиссии Государственной экспертной комиссии Госплана СССР от 12 апреля 1982 года и Постановление №11 Государственной экспертной комиссии Госплана СССР от 5 мая 1982 года. Именно эти документы имелись в виду, когда создавалась МКВК и когда главы государств подписывали Нукусскую декларацию 1994 года.

Следует отметить, в соответствии с СКИОВР р. Сырдарьи (1976-1978), несмотря на наличие во всех крупных водохранилищах гидроэлектростанций (ГЭС), они работали в едином ирригационном режиме, накапливая воду в зимний период и отпуская ее в летнее время для полива сельскохозяйственных культур. При этом потребности в воде природных комплексов игнорировались.

Такой режим в основном обеспечивался самым крупным Токтогульским водохранилищем многолетнего регулирования, которое снимало негативное влияние как многоводного, так и маловодного периодов. Зимние потребности в электроэнергии Кыргызстана и Таджикистана обеспечивались поставкой электроэнергии из тепловых электростанций региона и централизованными поставками топливно-энергетических ресурсов (угля, газа, мазута и др.) из Союзного фонда.

Такая водная политика в Среднеазиатском регионе, без учета экологических требований, естественно привела к Аральской катастрофе. Море отступило от своих берегов на сотни километров, оголились огромные пространства бывшего дна Аральского моря. Опустыниванию подверглась прилегающая территория к Аральскому морю.

Пришел в упадок, некогда процветающий рыбный промысел, уровень жизни населения Приаралья резко ухудшилась, начались миграционные процессы и в начале 90-х годов прошлого столетия новые независимые государства (ННГ), образованные после распада Советского Союза, остались одни лицом к лицу с фактом катастрофических последствий необдуманной водной политики.

В этих условиях, тогдашние министры государственных водохозяйственных органов, предвидя всю ответственность перед населением региона, начали переговоры по использованию водных ресурсов рек, ставшихся в одночасье трансграничными водотоками. В результате переговоров, 18 февраля 1992 года было подписано «Соглашение в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников», в основе которого лежит советское распределение стока между республиками.

В рамках этого Соглашения образована Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК) с исполнительными органами БВО «Сырдарья», БВО «Амударья», Научно-информационным центром (НИЦ МКВК) и Секретариатом.

Как известно, Главы новых независимых государств (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана) с самого начало обратили внимание на состояние Аральского моря, и связанное с ним – экологическую катастрофу. Понимая, что в одиночку бороться с этим явлением невозможно, они начали консультироваться между собой по поиску путей выхода из создавшегося положения.

Первым шагом в этом направлении стал создание Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и 26 марта 1993 года в г. Кызылорде подписали Соглашение об его образовании. Первым Президентом Фонда стал Президент РК Н. А. Назарбаев, который от имени народов бассейна Аральского моря и Президентов ННГ обратился к международному сообществу и странам-донорам оказать помощь в преодолении последствии экологической катастрофы. Как известно данное обращение нашло отклик со стороны мирового сообщества и стран-доноров.

На основе достигнутых договоренностей с момента создания МФСА и совместных усилий государств бассейна Аральского моря, за счет средств стран бассейна Аральского моря и международного сообщества сделано значительные работы по преодолению последствий кризиса. Вместе с тем, краеугольным камнем в решении проблем все же остается вопросы использования водных и гидроэнергетических ресурсов трансграничных рек региона.

Водные ресурсы р. Сырдарьи составляют 37,4 куб. км. Основной объем ее стока формируется в верхней части бассейна на территории Кыргызстана в бассейнах рек Нарын и Карадарья. Далее она протекает по территориям Узбекистана, Таджикистана и снова Узбекистана, и только затем поступает в пределы Казахстана.

Казахстан на сегодняшний день придерживается согласованного притока к Шардаринскому водохранилищу в объеме 12 куб. км в среднем по водности году и 10 куб. км в маловодном году с обеспеченностью 90% без учета возвратных вод.

Это вододеление было подтверждено также Председателем Госплана СССР Байбаковым Н. К. в его ответном письме за № 61-199 от 20 августа 1982 года Первому секретарю ЦК КП Казахстана Кунаеву Д. А. и Председателю Совета Министров Казахской ССР Ашимову Б. А. на их запрос за № 13-10/И-337 от 8 июля 1982 года по лимиту водопотребления для низовьев р. Сырдарьи.

В соответствии с вышеизложенным, водные ресурсы Казахстанской части бассейна р. Сырдарьи (приток к Шардаре + сток реки Арысь и других малых рек ниже Шардары), без учета возвратных вод, составляет 17,15 км3, а с учетом возвратных вод, которые формируются ниже Шардары – 18,06 км3. Возвратные воды, формируемые выше Шардары, в эти объемы не входят.

Однако это вододеление соответствует условиям работы всех основных водохранилищ в бассейне р. Сырдарьи в ирригационном режиме. Вместе с тем, из-за невыполнения прежних договоренностей между государствами бассейна р. Сырдарьи и перевода Токтогульского водохранилища на энергетический режим, режим поступления воды в пределы Казахстана сильно изменился.

По расчетам экспертов Всемирного Банка (1999 г.) для того, чтобы вернуть Токтогульское водохранилище и в целом Нарын-Сырдарьинский каскад водохранилищ (НСКВ) в прежний ирригационный режим необходимо осуществлять компенсационные поставки энергоносителей и топливных ресурсов только в Кыргызстан на сумму около 90 млн. долларов США ежегодно. Тогда это было (также и в современных условиях) неподъемно для экономик государств нижнего течения. Аналогичные поставки необходимо было осуществлять и в Таджикистан. Однако, ирригационный режим в современных условиях не гарантировал Казахстану поступления необходимого количества воды в пределы его границ в периоды вегетации. В летнее время, даже в советское время было проблематично прогнать воду через территорию Узбекистана.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан в 1998 году17 марта подписали Соглашение (по р. Сырдарье) по использованию водных ресурсов НСКВ. В 1999 году к Соглашению присоединился и Таджикистан. Таким образом, были созданы относительно приемлемые условия для согласованного вододеления между государствами бассейна р. Сырдарьи.

Вместе с тем продолжали иметь место нарушение согласованного режима работы НСКВ на заседаниях МКВК в силу недостаточного учета реалий экономического развития стран бассейна, и в особенности, в гидроэнергетическом секторе. Государства региона оказались не в состоянии поддерживать на должном уровне взаимопоставки топливно-энергетических ресурсов и электроэнергии, и как следствие, участились случаи нарушения установленного МКВК режима распределения воды между государствами региона, особенно во время вегетации. Как следствие, Токтогульское водохранилище продолжало работать в энергетическом режиме.

В этих условиях каждое государство бассейна начало по собственному усмотрению прилагать усилия по обеспечению водой отраслей экономики. Не имея собственных топливных ресурсов и энергоносителей, Кыргызстан начал покрывать свои потребности в них за счет выработки электроэнергии на ГЭС. Таджикистан в настоящее время занимает аналогичную позицию и прилагает усилия по развитию гидроэнергетической отрасли государства.

Узбекистан в 2004 году вышел из данного Соглашения по Сырдарье, построил и продолжает строительство дополнительных емкостей для удержания зимнего стока. Общий объем которых превысил за 3 куб. км. Из перечня новых водохозяйственных объектов Узбекистана, Казахстанскую сторону больше всего беспокоит построенное водохранилище объемом в 750 млн. куб. м в Арнасайском катастрофическом водосбросном тракте, которое перекрыло пути отвода катастрофических вод в многоводные годы.

Несмотря на то, что сооружения этого водохранилища запроектированы на расход 1000 куб. м/с, на деле пропускает не более 650 куб. м/с при нормальном проектном объеме в Шардаринском водохранилище. Таким образом, Арнасайское понижение, которое служило катастрофическим водосбросным трактом на случай наступления экстремально многоводного года и могло принимать расходы до 2160 куб. м/с, теперь может пропустить не более 650 куб. м/с. Следовательно, в настоящее время существование Шардаринское водохранилище находится под постоянной угрозой, со всеми вытекающими последствиями для низовий.

В сложившейся водохозяйственной ситуации в вышерасположенных государствах бассейна, в зимнее время в Шардаринское водохранилище стали поступать большие расходы, соизмеримые с весенними паводками (1000-1600 куб. м/с). В связи с ограниченными возможностями ранее существовавшего Арнасайского катастрофического водосброса и в целях обеспечения сохранности Шардаринского водохранилища, Казахстан был вынужден в зимнее время осуществлять повышенные попуски воды расходами до 700 куб. м/с вниз по р. Сырдарье.

Поскольку зимняя пропускная способность русла р. Сырдарьи не превышала 350 куб. м/с, ежегодно при указанных высоких расходах воды, во время ледохода, затапливались большие прибрежные территории, населенные пункты и объекты отраслей экономики.

При этом для того, чтобы предотвратить выход воды на поверхность льда и разрушения защитных дамб, особенно на участке Кзыл-Орда – Теренозек, большие расходы воды отводились в оросительные системы, расположенные выше г. Кзыл-Орды. Кроме того, повышенные зимние расходы способствовали подтоплению значительных прибрежных территорий, и как следствие, затрудняли своевременное проведение весенне-полевых работ.

В летние периоды средней и ниже средней по водности лет стали остро ощущаться нехватка воды, принося огромные убытки крестьянским и фермерским хозяйствам и другим сельскохозяйственным формированиям.

В этих условиях Казахстан был вынужден строить Коксарайский контррегулятор объемом накопления в 3 млрд. куб. м, что позволило значительно снизить риски затопления территорий в пределах Кызылординской области и повысить водообеспеченность существующих орошаемых земель в периоды вегетации. Вместе с тем, угроза надежной работы самого Шардаринского водохранилища не снята, поскольку Узбекистан в 2003-2004 годах построил в Арнасайском понижении водохранилище объемом 750 млн. куб. м, снизив при этом пропускную способность Арнасайского катастрофического сброса с 2160 куб. м. в секунду до 600 куб. м. в секунду.

На сегодняшний день альтернативы конструктивному сотрудничеству в сфере межгосударственных водных отношений в бассейне р. Сырдарьи пока нет, но все-таки рано или поздно будут найдены взаимоприемлемые решения по согласованному использованию водных ресурсов реки с учетом национальных и региональных интересов. В то же время Казахстану необходимо продолжить усилия по обеспечению своей водной безопасности, как государство нижнего течения.

В частности, в целях предотвращения возможного разрушения плотины Шардаринского водохранилища в случае наступления экстремального многоводного года Казахстан должен построить дополнительный катастрофический водосброс расходом в 2000 куб. в секунду.

Необходимо иметь в виду, что плотина Шардаринского водохранилища намывная, грунты тела плотины постепенно разжижается и срок ее службы практически истекает. Необходимы срочные ремонтно-восстановительные работы по укреплению тела плотины.

В целях обеспечения безопасности пропуска зимних и ранневесенних повышенных расходов воды и упорядочения обеспечения отраслей экономики в низовьях р. Сырдарьи, а также водообеспечения природных комплексов, требуется в срочном порядке обсудить и принять, разработанный «ПК институт Казгипроводхоз» Единые правила эксплуатации Шардаринского водохранилища и Коксарайского контррегулятора. 

В заключении следует отметить, что встреча Глав государств участниц МФСА Назарбаева Н.А. и Мирзиёева Ш.М. 22-23 марта 2017 года в г.Астана и принятая Совместная Декларация «О дальнейшем углублении стратегического партнерства и укреплении добрососедства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан» дала новый импульс в развитии международных водных отношений в Центральной Азии.

Поделиться/Share
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •