День Аральского моря

26 марта 1993 года главы государств Центральной Азии подписали Соглашение о совместных действиях по спасению Аральского моря и дали старт деятельности Международного фонда спасения Арала (МФСА). Эта дата отмечается как День Аральского моря. О нынешней ситуации на Арале «Казахстанской правде» рассказал директор Исполнительной дирекции МФСА Болат Бекнияз.

214045-preview-image

– Болат Кабыкенович, Международный фонд спасения Арала в нынешнем году отмечает 28-летие. Что сделано за это время для возрождения некогда уникального водоема?

– В течение всего периода деятельности МФСА успешно реализованы три программы бассейна Аральского моря (ПБАМ). Каждая из программ в свое время способствовала улучшению социально-экономических и экологических условий проживания населения Приаралья. В настоящее время готовится четвертая программа. Так, в Казахстане в рамках ПБАМ реализован крупномасштабный и комплексный проект «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря» (РРССАМ). В результате Казахстану удалось сохранить северную часть Аральского моря – Малый Арал. Уровень воды в нем поднялся с 39 до 42 метров, и море приблизилось к Аральску на расстояние 17 километров. Было восстановлено био­логическое разнообразие, вновь появились 14 из 38 видов ранее исчезнувших рыб. В регионе работают 8 рыбоперерабатывающих предприятий, 3 из которых прошли европейскую сертификацию. Из 70 высохших озер 30 вновь наполнились водой. На родную землю вернулись более 16 тысяч человек, ранее переселившихся из этих мест. В регионе улучшилась экологическая, санитарная и гидрометеорологическая обстановка. Увеличилась пропускная способность реки Сырдарьи, появились новые сооружения и были реконструированы существующие, ликвидирована угроза паводков и подтоплений территорий. Наряду с этим повысилась водообеспеченность орошаемых земель. Благодаря деятельности МФСА в 2012 году более чем 330 тысяч гектаров территорий водно-болотных угодий реки Сырдарьи и Северного Аральского моря были внесены в список охраняемых территорий Рамсарской конвенции. Была оказана поддержка местному населению путем приобретения водовозов, машин скорой помощи, дорожной техники и многое другое. В последние годы велись работы по подготовке нового проекта «Региональное развитие и восстановление северной части Аральского моря», который поможет в корне решить проблему Аральского моря и заложить устойчивые экологические системы в регионе, предотвращающие соле-пылевой вынос с осушенного дна моря, создаст условия для экономического развития Кызылординской области с учетом рационального использования природных ресурсов.

Кроме того, исполнительная дирекция МФСА реализовала один из интересных и значимых проектов – «Обеспечение безопасности, сохранение и развитие рыбных запасов Северного Приаралья». По результатам этого проекта на Кокаральской дамбе было установлено экспериментальное рыбозащитное устройство, работающее на основе акустической системы отпугивания рыбы. Ожидается, что экспериментальное рыбозащитное устройство позволит сохранить от гибели тысячи тонн рыбы, которая проходит через Кокаральскую дамбу и, к сожалению, погибает в соленых водое­мах Южного Аральского моря.

Началась реализация проекта по созданию Приаральского цент­ра адаптации диких копытных животных (куланы, джейраны, сайгаки) к последствиям изменения климата. Проект подразумевает создание на участке в 47 тысяч гектаров благополучных условий для сохранения охраняемых видов животных.

Также ведутся работы по соз­данию научно-туристического центра «ЭкоАрал» на берегу озера Камыстыбас для координации научной деятельности и экологического туризма.

– Недавно общественность Кызылорды высказалась в Facebook о том, что многие проекты, необходимые для жизнедея­тельности Приаралья, так и не вошли во вторую фазу РРССАМ, и призвала своих земляков помочь финансово, чтобы претворить их в жизнь. В связи с этим интересно узнать, по каким критериям фонд отбирает проекты в РРССАМ?

– Первый РРССАМ реализовывался с ноября 2002 года по 2010 год. Объекты в основном отбирались по предложениям акимата Кызылординской области с учетом предложений и рекомендаций ведущих ученых и специалистов.

В настоящее время Всемирным банком одобрен грант на подготовку технико-экономического обоснования Проекта регионального развития и восстановления северной части Аральского моря. Его заказчиком являются Комитет по водным ресурсам МЭГПР РК и акимат Кызылординской области. При акимате области создана рабочая группа по данному проекту, куда входят представители всех заинтересованных ведомств и организаций области. Проект будет реализовываться с учетом Плана регионального развития Кызылординской области на 2020–2025 годы. Исполнительная дирекция МФСА в течение трех с лишним лет непосредственно и тесно работала со специалистами Всемирного банка, местными исполнительными органами по подготовке компонентов будущего проекта. Сейчас ей отведена роль координирующей организации в соответствии с ее статусом. В настоящее время проект находится на стадии разработки, общественные организации и специалисты области могут направить свои предложения.

605c0c30b52d01616645168

– В прошлом году в Кызылординской области обмелели три водоема: река Сырдарья, озеро Камыстыбас и Малое Аральское море. По каким причинам воды Сырдарьи слабо питали Малый Арал?

– Единственным источником питания Малого Арала и озерных систем дельты, в том числе и озера Камыстыбас, является река Сырдарья. Она зарегулирована практически на всем протяжении, по сути это уже не река в том естественном ее сос­тоянии. Озерные системы соединены между собой каналами и протоками, которые требуют очистки и реконструкции. Поэтому в маловодные годы, каким выдался 2020-й, уровень воды в Сырдарье не позволил наполнить озерные системы в полном объе­ме. Гидроузел Аклак, построенный в рамках проекта РРССАМ, не может создать подпор для Акшатау-Камыстыбасской системы озер. Поэтому для нормального функционирования озер дельты необходимо их искусственное регулирование путем строительства дополнительного подпорного сооружения. В 2020 году уровень Малого Арала и озера Камыстыбас упал примерно на метр, и на пологих пляжных берегах вода отступила на 150–200 метров. Однако это не критично для рыбных ресурсов, сезонные колебания в 1–1,5 метра существенно на это не влияют. Другое дело, если повторяемость маловодных лет увеличится. Для недопущения этого в новом проекте соответствующие меры предусмотрены.

– Принимаются ли конкретные меры для того, чтобы вода из реки после ее использования для полива посевов не пропадала в песках?

– Да, по большому счету вода, забираемая по каналам из реки после орошения полей, должна отводиться обратно в эту же реку. В большинстве случаев эта сис­тема работает. Но есть массивы орошения в низовьях Сырдарьи, где коллекторно-дренажная сеть пришла в негодность. Дренажная вода непроизводительно, а иной раз негативно влияя на природную среду, разливается, образуя солончаки, а поля подвергаются вторичному засолению. Так, левобережный Казалинский массив орошения находится в плачевном состоянии, и там требуется строительство отводящего самотечного коллектора. Он предусмотрен в новом проекте, где дренажная вода будет повторно использована для полива зеленых насаждений на осушенном дне Аральского моря.

– Кызылординцы, пост­радавшие в прошлом сезоне от мало­водья на Сырдарье, все чаще выступают с предложениями сократить в области посевы риса, которые в прошлом году достигли площади почти 90 тысяч гектаров. Что Вы думаете по этому поводу?

– Необходимо учитывать, что естественные водные ресурсы Сырдарьи с сокращением ледников и последующим их исчезновением также будут уменьшаться. По прогнозам, сокращение составит 20 и более процентов.

В связи с этим необходимо сок­ращать посевы риса, переходить на менее влаголюбивые культуры, научиться эффективно и экономно использовать водные ресурсы на основе автоматизации управления. Надо больше внимания обращать на альтернативные виды деятельности – аквакультуры, животноводство. Например, с 2021 года Исполнительная дирекция МФСА совместно с Федеральным министерством образования и научных исследований Германии планирует трехгодичные научно-исследовательские работы по адаптации в Приаралье высокорентабельных и менее влагоемких сельскохозяйственных культур.

– Из истории известно, что Аральское море высыхало и возвращалось в свои берега 9 раз. Причем возврат оборачивался не меньшей экологической катастрофой, чем высыхание. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Да, периоды трансгрессии и регрессии Аральского моря происходили не только в геологичес­кое, но и историческое время. Эти стадии частично запечатлены на древних картах и упомянуты в трудах ученых и путешественников. Достоверно говорят об этом найденные древние городища и мавзолеи на высохшем дне Аральского моря. Поэтому в немалой степени на регрессию моря в историческое время оказал не только природный, но и антропогенный фактор. То, что Амударья не один раз меняла свое направление в сторону Каспийского моря, а это фактически две трети общего стока в Аральское море, говорит о многом. Сейчас ситуация чем-то схожа с той, что была в XII–XIV веках, когда акватория Аральского моря была на абсолютной отметке 30–33 мет­ра и существовало множество остаточных водоемов. Как предполагают ученые, города были покинуты людьми в спешном порядке, что говорит о резкой трансгрессии воды Аральского моря. Этот период как раз совпадает с возвращением стока Амударьи в Аральскую котловину. К большому сожалению, в настоящее время сток Аму­дарьи полностью зарегулирован на орошение и не доходит до Аральского моря. В этих непростых экономических условиях восстановить Арал в прежней акватории практически невозможно. Но наша первостепенная задача – не допустить, чтобы вместо Арала осталась безжизненная пустыня. В этой ситуации рацио­нальное использование воды и водосбережение должны стать нормой жизни. Упор делается на реконструкцию мелиоративных систем, внедрение современных технологий и методов орошаемого земледелия, что обеспечит более экономное использование воды, и на частичное восстановление экосистемы. У нас уже есть решение по обустройству территории Южного Аральского моря ниже Кокаральской плотины. Это обширное пространство должно иметь устойчивую и благоприятную экосистему, которая не будет являться очагом пыле-солевых выносов.

– Часть сельского населения региона страдает от отсутствия чис­той питьевой воды, пользуется привозной. Как можно решить эту проблему?

– Одним из источников качественной пресной воды являются подземные воды. Для хозяйственно-питьевого водоснабжения в Кызылординской области разведано 26 месторождений подземных вод с балансовыми запасами 1,4 миллиона кубометров в сутки. К примеру, Толагайское месторождение подземных вод посредством Арало-Сарыбулакского группового водопровода протяженностью 2,5 тысячи километров снабжает Аральский и Казалинский районы Кызылординской области. Кроме используемых месторождений пресных подземных вод есть и большие запасы неиспользуемых. Наиболее перспективным считается Мынбулакское месторождение с запасами 250 тысяч кубометров в сутки с минерализацией воды 0,6–0,8 грамма на литр. Использование подземных вод Мынбулакского месторождения позволит покрыть перспективную потребность и обеспечить пресной водой Кызылорду, Байконыр и 83 сельских населенных пункта Жалагашского, Кармакшинского, Сырдарьинского районов. Такого рода проекты мы прорабатываем совместно с Меж­дународным центром зеленых финансов, путем привлечения заинтересованных инвесторов.

– В Послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев уделил особое внимание экологичес­кой ситуации. Он заявил, что в стране будет высажено 2 миллиарда деревьев. Что планируется вами в этом направлении?

– В ближайшие годы планируется провести лесомелиоративные работы на 213 тысячах гектаров осушенного дна Аральского моря, будет высажено около 177 миллио­нов адаптированных саженцев. Для этого намечены почвенно-мелиоративные и научно-прак­тические исследования. Кроме того, планируется создание лес­ных питомников на территории в 100 гектаров. Мы в свою очередь предлагаем высаживать саксаул с закрытой корневой системой, что способствует приживаемости саженцев до 80–90%. С весны нынешнего года начинаются экспериментальные работы.

Вот уже больше 25 лет Казах­стан и страны Центральной Азии занимаются решением проблем Аральского моря. Конечно, проб­лема общемировая, но я думаю, что страна имеет все возможности для коренного решения проблемы в ближайшие 10 лет. Мы должны приложить все усилия для реализации нового Проекта регионального развития и восстановления северной части Аральского моря.

АВТОР:
Игорь Прохоров
 
Источник: https://www.kazpravda.kz
Поделиться/Share
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *