На основе новой водной парадигмы

Казахстану рекомендован инновационный сценарий водообеспечения, сочетающий применение сберегающих технологий и территориальное перераспределение водных ресурсов.

В октябре нынешнего года на очередном заседании Комиссии по правам человека при Президенте РК был рассмотрен вопрос обеспечения жителей столицы качественной питьевой водой. Ранее – в июне – проблема доступа к пресной воде граждан республики обсуждалась на уровне Правительства, что свидетельствует как об остроте водного вопроса, так и важности принимаемых в связи с ним решений.

По данным Министерства ин­дуст­рии и инфраструктурного развития РК, при общей численности населения республики 18,4 млн человек доступ к централизованному водоснабжению на сегодня имеют 89,6%, или 16,5 млн граждан. Для улучшения качества жизни казахстанцев в текущем году намечено увеличить охват водопроводом до 97% жителей городов и до 88% селян. А в 2023-м ставится задача по обеспечению питьевой водой каждого казахстанца.

Каковы предпосылки – экологические и экономические – успешной реализации задуманного, в состоянии ли страна обеспечить ресурсную, материально-техническую, наконец, кадровую базу для осуществления поставленной цели? Об этом – в интервью нашего корреспондента с членом Комиссии по правам человека при Президенте РК, ректором Казахского национального аграрного университета, академиком Национальной академии наук Тлектесом Есполовым.

– Тлектес Исабаевич, Вы известны как специалист в области проблем управления водными ресурсами. Каковы основные трудности, связанные с обеспечением качественной питьевой водой?

– Основная проблема, если говорить в глобальном масштабе, кроется в следующих цифрах: несмотря на то что 70% планеты занимают моря и океаны, только 2,5% воды пригодно для питья, причем большая ее часть труднодоступна – это артезианские подземные горизонты и ледники.

Сегодня 80 стран мира испытывают дефицит живительной влаги, более 2 млн людей ежегодно погибают из-за ее нехватки, а также из-за употребления некачественной воды, загрязненной солями тяжелых металлов и наночастицами синтетических материалов, преж­де всего пластика.

Есть страны, которые уже сегодня закупают питьевую воду за рубежом. Например, Нидерланды и Япония завозят ее из Норвегии. При этом причиной дефицита является не только рост народонаселения планеты, но и расточительное использование водных ресурсов, в частности неэффективный расход и загрязнение источников.

Дефицит воды существует и в Казахстане, где, как известно, целый ряд степных и засушливых регионов испытывает в ней острую потребность. Все это требует принятия адекватных мер, включая модернизацию подходов к управлению и охране водных ресурсов на региональном и национальном уровнях, а также разработку экономических механизмов, призванных обеспечить регулирование качества воды.

В настоящее время около 11 млн казахстанцев проживают в городах, где системы водопровода эксплуа­тируются более 40 лет. В связи с истечением сроков их службы ухудшается качество воды. Значит предстоят большие инвестиционные вложения в инфраструктуру. Причем речь следует вести не о простом восстановлении старых труб – это нецелесообразно.

Расчеты показывают, что на замену сетей потребуется до 7 млрд долларов, а на строительство современных систем – от 1,2 до 2 млрд. Значит необходимо внедрять современные технологии.

В республике также создалась весьма напряженная токсикологическая ситуация вследствие загрязнения водных объектов солями тяжелых металлов, нефтепродуктами и стойкими органическими веществами.

– В последнее время в СМИ часто поднимается вопрос о дефиците именно качественной питьевой воды. Расскажите о данной проблеме. Какие меры принимаются по внедрению эффективного водопотребления?

– Аналитики Института мировых ресурсов считают, что «водный стресс – наиболее замалчиваемый кризис в истории человечества». Мировые проблемы дефицита питьевой воды касаются и Казахстана, потому что более 50% всего стока водных ресурсов страны формируется за ее пределами, в том числе это касается крупнейших рек: Иртыша, Или, Сырдарьи. Водные ресурсы, формируемые на территории республики (в основном озера и ледники), по объему невелики. В силу климатических особенностей государства до 90% годового объе­ма стока степных рек приходится на весенний период и до 70% стока горных рек – на летний.

Ресурсы поверхностных вод Казахстана в среднем по водности в год составляют более 100 км3, из которых только 56,5 км3 формируются на территории республики. Остальной объем – 44 км3 – поступает из сопредельных государств: Китая – 18,9 км3, Узбекистана – 14,6 км3, России – 7,5 км3, Кыргызстана – 3 км3.

На дефицит водных ресурсов республики влияют их ограниченность, неравномерное распределение по территории и значительная изменчивость во времени, высокая степень загрязнения. А также уменьшение объемов речного стока. Если в 1960–1970 годах он в среднем за год составлял 121,1 км3, то сейчас оценивается в 100,5 км3.

По прогнозам, в 2020 году ресурсы поверхностных вод в целом по республике сократятся до 81,6 км3, а к 2030-му – до 72,4 км3, или в среднем ежегодное снижение составит 5 км3.

Ученые Казахстана работают над сокращением дефицита воды в рес­публике. Например, специалисты Института географии предлагают, во-первых, осуществить комплекс мер по снижению удельного веса водоемких производств и внедрению современных водосберегающих технологий в промышленности, аграрном секторе и жилищно-коммунальной сфере. Во-вторых, увеличить ресурсы пресной воды за счет совершенствования межгосударственных водных отношений, регулирования речного стока, использования запасов подземных, опреснения соленых и солоноватых вод, искусственного увеличения осадков, территориального перераспределения воды.

Гидрологи считают, что в сочетании с широким применением современных водосберегающих технологий в отраслях экономики межбассейновые и трансграничные переброски речного стока могут стать реальной основой обеспечения водной безопасности Казахстана.

– Могли бы Вы рассказать, какие законы, программы приняты на международном уровне по управлению водными ресурсами и какие меры принимаются по эффективному их использованию?

– Для улучшения понимания глобального гидрологического цикла и принятия соответствующих мер недостаточно потенциала одной страны или международной организации. Поэтому необходимо расширять сотрудничество в рамках международных программ наблюдений и исследований.

Разработанная ООН программа «Вода для жизни» охватывает широкий диапазон стратегических направлений, рекомендованных государствам для осуществления. В соответствии с данной программой за последние 50 лет странами заключено 150 договоров, связанных с водными ресурсами.

28 июля 2010 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила право на безопасную, чистую питьевую воду и санитарию в качестве одного из основных прав человека, необходимых для полноценной жизни и полного осуществления всех других прав.

Во многих странах разработаны и одобрены комплексные программы и планы по управлению водными ресурсами. В Европейском союзе с 2000 года действует Водная рамочная директива, которая обязательна для исполнения всеми странами ЕС.

В Германии принят Закон «Об организации водного хозяйства», сог­ласно которому «воды являются составной частью природы и защищаются как жизненное пространство животных и растений». Также принят Закон «О платежах за сброс сточных вод».

Основу водного законодательства США составляет законодательство отдельных штатов. В ряде из них действует принцип старшинства (по времени) права водопользования. В речных бассейнах обычно существуют ассоциации водопользователей. В восточных штатах применяется так называемый принцип «берегового права», по которому право на пользование водой имеют только собственники прибрежных земель.

В Японии разработан долгосрочный Национальный комплекс­ный план (Водохозяйственный план), где гидрологические условия под­разделяются на три сценария: нормальный, дефицитный и наиболее засушливый, а также оценены перс­пективы спроса и обеспечения воды на долгосрочный период.

В Казахстане также уделяется достаточно много внимания воп­росам рационального использования водных ресурсов. В настоящее время разрабатывается соответствующая государственная прог­рамма, в которой будут учтены местная специфика, особенности водного хозяйства страны. Вносятся корректировки во многие статьи Водного и Экологического кодексов РК.

В свое время, напомним, в Казахстане была принята программа «Питье­вая вода» на 2002–2010 годы. Для ее реализации из бюджета направили более 205 млрд тенге. В итоге в течение 8 лет чистой водой удалось обеспечить примерно половину из намеченных сел и аулов – 3 417 из 7 232 населенных пунктов.

Причиной такого половинчатого результата стало отсутствие системного подхода и должного взаимодействия центрального и местных исполнительных органов, а также низкий уровень проектно-изыскательских работ. Это привело к значительному удорожанию строительных работ, что отнюдь не гарантировало их качества. Нередко многомиллионные объекты, такие как водонапорные башни, водоводы разрушались, не отслужив гарантийного срока.

Учитывая предыдущие ошибки, была принята новая программа «Ақ бұлақ», рассчитанная на 2011–2020 годы. Она должна обеспечить доступ 80% сельских населенных пунктов и 100% малых городов к централизованному водоснабжению. На сегодня доступ к централизованному водоснабжению получили 57,4% сельских населенных пунктов и 93,8% городов.

Отсюда следует, что реализация стратегических мер по эффективному использованию водных ресурсов требует длительного времени. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию системообразующих водных объектов занимает 10–15 лет. Поэтому стратегию и прогноз по водным ресурсам нужно разрабатывать на 25 лет вперед.

– Тлектес Исабаевич, какая работа ведется учеными Казахстана по обеспечению водной безопасности?

– Водная безопасность респуб­лики – главный компонент нацио­нальной безопасности. Ученые Института географии разработали уникальную концепцию, включаю­щую идентификацию водных угроз, в том числе климатических, трансграничных, водно-ресурсных, водохозяйственных, водно-экологических. Определены кардинальные пути решения проблемы дефицита воды на основе новой водной парадигмы, сочетающей управление «спроса» с «ресурсами».

Приоритетными направлениями национальной стратегии обеспечения водной безопасности являются: совершенствование межгосударственной системы вододеления в трансграничных бассейнах; рационализация использования собственных возобновляемых водных ресурсов на основе водосбережения и территориального перераспределения речного стока, а также модернизация государственной системы управления водными ресурсами.

Разработаны сценарии водообес­печения природно-хозяйственных систем на средне- и долгосрочную перспективу (2020, 2030 годы). Рекомендован инновационный сценарий, сочетающий сбережение и территориальное перераспределение водных ресурсов, гарантирующий устойчивое обеспечение ими всех бассейновых природно-хозяйственных систем.

Исследованиями рационального использования водных ресурсов занимается Институт гидрогео­логии и геоэкологии им. У. Ахмедсафина. Для Казахстана подземные воды являются одним из важнейших полезных ископаемых, стратегическим ресурсом водной безопас­ности.

Как правило, они обладают лучшими качественными характерис­тиками, более надежно защищены от загрязнения, меньше подвержены сезонным и многолетним колебаниям. Причем в большинстве случаев их использование не требует дорогостоящих мероприя­тий по водоочистке. При этом в Казах­стане доля подземных вод в общем балансе питьевого водоснабжения едва составляет 51%, достигая 68% в сельской местнос­ти, и эти показатели со временем возрастут.

Прирост эксплуатационных запасов подземных вод по стране на ближайшую перспективу (2–3 года) в целом прогнозируется в объеме около 203 тыс. м3 в сутки.

Гидрогеологические особенности страны характеризуются неравномерностью территориального распределения ресурсов пресных подземных вод, что создает их дефицит в ряде регионов, особенно в Западном, Центральном и Северном Казахстане.

Ученые считают, что основным фактором, влияющим на изменение условий формирования подземных вод в Казахстане, является прогрессирующее антропогенное загрязнение. Например, при эксплуатации Алматинского месторождения из-за загрязнения водоносных горизонтов, залегающих на глубине менее 150 м, вода может использоваться только для технических целей, она непригодна для питья.

За изменением климата и его влиянием на водные ресурсы в республике наблюдает РГП «Казгидромет», чьи многолетние исследования показали: температура воздуха на всей территории Казахстана повышается на протяжении нескольких десятилетий. Например, средняя годовая температура по Алматы 100 лет назад была около 7 °С, а в 2016 году она составила 12 °С (увеличение на 5 градусов).

Проблемами интегрированного управления водными ресурсами в Казахстане и Центральной Азии занимаются ученые КазНАУ. На базе университета при поддержке Министерства сельского хозяйства РК, Азиатского банка развития (АБР), ЮНЕСКО открылся Водный хаб, в состав которого вошли 9 лабораторий. Здесь созданы научные школы водников, мелиораторов, экономистов-аграриев.

Хаб привлекает международных экспертов к обсуждению вопросов водного баланса, деградации и засоления почв, мелиорации, обводнения, снижения количества пресной воды в регионах, уровня воды в реках.

Ученые проводят комплексные научные исследования по анализу и оценке риска аварий на крупных гидротехнических сооружениях и водохранилищах, надежности и безопасности соответствующих объектов, регулированию и охране водных ресурсов.

Так, совместно со специалистами Института географии дано науч­но-техническое обоснование эффективности и целесообразнос­ти строительства Коксарайского контррегулирующего водохранилища на реке Сырдарье, введение которого в эксплуатацию повысило водную безопасность Кызылординской и части Туркестанской областей. Эти исследования выполнены в контексте целей и задач Стратегии «Казахстан-2050».

Эффективное управление водными ресурсами, обеспечение водной, а значит – продовольственной, энергетической и экологической безопасности, требует проведения большого объема водохозяйственных мероприятий и, соответственно, хорошей организации научно-исследовательских и проектных работ.

Практика показывает, что необходимы новые подходы к финансированию научно-исследовательских и проектных разработок, подготовки кадров для отрасли. Следует обновить нормативную базу в проектном и строительном секторах водного хозяйствах, многие стандарты, правила, инструкции и рекомендации, которые устарели и не отвечают современным требованиям.

Отсутствие специализированных научных и проектных организаций в сфере водоснабжения сдерживает решение этих задач. В ряде случаев они становятся трудновыполнимыми. Более того, в стране не ведется подготовка инженеров-проектировщиков по этой специальности, практически прекратился приток молодых специалистов.

На решение этих задач и направлена деятельность уникального хаба, призванного содействовать обеспечению водной безопасности Казахстана, а также – подготовке специалистов новой формации, способных эффективно управлять водными ресурсами.

АВТОР:
Фарид Юмашев
 
Источник: www.kazpravda.kz
Поделиться/Share
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *